Главная / Статьи / 25 лет спустя: как и где придумали первый кроссовер

25 лет спустя: как и где придумали первый кроссовер

25 лет спустя: как и где придумали первый кроссовер
Компактные, разноцветные, мощные, высокие и полноприводные — от кроссоверов никуда не деться. Они в пробках, во дворах, в сервисах, их миллионы, они разные. Кроссовер не появился просто так — его придумала Toyota

Это сейчас огромное количество кроссоверов на улицах — обычное дело. Причем популярность этого типа машин растет на всех континентах и на всех ключевых рынках, в том числе и в России, где в списке самых популярных моделей больше половины — кроссоверы. Четверть века назад все было совершенно иначе, пока Toyota не выпустила первый RAV4. Но 1993-й запомнился, конечно, не только этим. Ровно 25 лет назад в России заработала первая сотовая вышка. Мы решили объединить два явления и сняли о них кое-что интересное:

История первого кроссовера начинается с Токийский автосалона в 1989 году и концепта RAV4. К тому времени отечественную «Ниву» выпускали уже более десяти лет, но от кроссоверов ее отличал задний мост: идеологически ВАЗ-2121 был гораздо ближе к внедорожникам, чем к SUV с независимой подвеской.

На мотор-шоу в Токио посетители увидели странный автомобиль, больше похожий на пляжный багги с пристроенным в салоне кроссовым мотоциклом. Огромный дорожный просвет, пластиковый обвес на половину наружных панелей, внедорожные шины и легкий трехдверный кузов без крыши с привычными легковыми пропорциями и не слишком серьезным, почти игривым видом — очень необычная концепция для конца 1980-х, когда по бездорожью передвигались исключительно суровые полувоенные машины.

В имени прототипа Toyota RAV Four точно было зашифровано его назначение: Recreational Active Vehicle, то есть автомобиль для активного отдыха с четырьмя ведущими колесами. Машина так понравилась посетителям, что японцы почти мгновенно приняли решение о подготовке серийного производства, даже не имея представления о том, как строить подобную технику. Четыре года спустя, 3 ноября 1993 года, на том же стенде Токийского автосалона красовался уже серийный Toyota RAV4.

От съемной крыши до электрокара

От идеи строительства классического внедорожника компактных размеров с жесткой рамой и подключаемым полным приводом отказались сразу: машина должна была стать экономичной, комфортной и легкой в управлении. В итоге родилась принципиально новая концепция легкового автомобиля повышенной проходимости с внешностью внедорожника и большими возможностями на любых типах дорог.

У машины была независимая подвеска всех колес и постоянный полный привод, который делил тягу между передней и задней осями пополам. К «механике» прилагалась блокировка центрального дифференциала, которая жестко связывала переднюю и заднюю оси. А у модификаций с АКП была управляемая гидромуфта, обеспечивающая частичную блокировку. Наконец, за доплату можно было заказать задний межколесный дифференциал Torsen.

В мае 1994-го первый RAV4 дебютировал сначала на японском, а потом и на других рынках. Первый год автомобиль предлагался только в трехдверном исполнении. В 1995 году на конвейер встала пятидверная модификация, а двумя годами позже, вместе с рестайлингом, версия «софт-топ» — трехдверка со складной матерчатой задней частью крыши. Помимо полноприводных, существовали более дешевые переднеприводные версии. Двухлитровый бензиновый двигатель развивал 129 л. с. (внутрияпонская модификация 135 л. с.) и агрегатировался с 5-ступенчатой «механикой» или 4-ступенчатым «автоматом».

Сначала Toyota рассчитывала на 4500 экземпляров в месяц, но объем заказов был вдвое больше. В 1994 году было продано 55 074 машины, а к 1996-му тираж вырос втрое. В 1997 году Toyota запустила электрическую версию RAV4 EV с запасом хода около 200 км. Почти полторы тысячи таких машин было продано в Калифорнии, и многие из них до сих пор на ходу.

Самый умный

Первый RAV4 быстро перерос формат необычной нишевой модели. Покупатели все чаще пытались примерить его на роль универсальной машины на каждый день. Возможно, именно поэтому RAV4 второго поколения, продажи которого стартовали в июле 2000 года, уже не имел версии с открытым верхом, предлагал более серьезные габариты и солидную внешность, хорошо подходящую и мужчинам, и женщинам. А на крупнейшем американском рынке машина и вовсе продавалась только в семейном пятидверном формате.

От неокрашенного пластика японцы почти отказались, оставив его только для самых базовых версий. Машины второго поколения обзавелись системой стабилизации, кондиционером, круиз-контролем и даже системой бесключевого доступа. Экономичные переднеприводные версии получили мотор 1,8 л мощностью 125 л. с., полноприводным полагался новый двухлитровый агрегат с системой изменения фаз газораспределения и отдачей в 150 л. с. А в 2003 году на североамериканском и австралийском рынках появился более статусный 161-сильный мотор объемом 2,4 л. Набор коробок передач не изменился.

Европейские версии уже тогда имели каталитический нейтрализатор и электронную педаль газа. Полноприводная трансмиссия стала «умнее» и комфортнее: в межосевом дифференциале появилась вискомуфта, которая при пробуксовке одного из колес могла мягко соединять переднюю и заднюю оси.

Источник: autonews.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *