Главная / Статьи / «Жизнь в долг стала обыденностью». Каждую вторую машину купили в кредит

«Жизнь в долг стала обыденностью». Каждую вторую машину купили в кредит

«Жизнь в долг стала обыденностью». Каждую вторую машину купили в кредит
Что происходит на рынке автокредитования, как меняется доля кредитных покупок, обязательна ли страховка каско и что предлагают банки

Половина автомобилей в России продается в кредит. Об этом корреспонденту Autonews.ru рассказали представители крупнейших дилерских сетей. Эксперты говорят, что этому способствуют различные льготные программы как со стороны банков, так и со стороны государства. При этом относительная доля кредитных покупок растет незначительно, но в денежном выражении россияне занимают в банках все больше.

Самые большие кредиты берут в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, Татарстане и Башкирии. «Автокредитование по-прежнему остается одним из основных и наиболее доступных способов приобретения автомашин», — полагает гендиректор Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Александр Викулин, который тоже оценивает долю кредитов в 50%.

Данные за весь 2018 г. в НБКИ пока не обработали — на текущий момент организация подсчитала денежный эквивалент выданных кредитов за 10 месяцев 2018 г., и по этим данным, общие суммы займов на покупку автомобилей за год выросли на 23,3%.

Эти цифры вполне могут быть ориентиром на итоги всего года, полагает аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов. Речь идет о сотнях миллиардов — каждый месяц банки выдают на покупку автомобилей в среднем по 50 млрд рублей.

Во всем виноват слабый рубль

Рост объемов автокредитов объясняется в первую очередь увеличением средней суммы займа, говорит ведущий оценщик консалтинговой группы SRG Александр Багрецов: «Средний размер автокредита увеличился более чем на 15%, что объясняется удорожанием самих автомобилей. Доля автомобилей, приобретенных в кредит, сегодня составляет более 50% от общего числа продаваемых».

Крупные дилерские холдинги не заметили существенного роста доли автокредитов — в прошлом году соотношение покупок за наличные и с привлечение кредитных средств почти не изменилось. «Если в 2017 году доля кредитных сделок в розничных продажах РОЛЬФ составляла 50,34%, то по итогам 2018 года — 50,78%», — посчитала директор филиала финансовых услуг компании «РОЛЬФ» Ольга Бойко.

Аналогичную статистику приводит директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Наталья Ширяева, отмечая незначительный рост. «По нашему холдингу фактическая доля продаж в кредит от общего числа продаж за 2018 год к 2017 году показала динамику небольшого роста. Причем в 2018 году начал набирать обороты рост кредитной доли в продаже автомобилей с пробегом», — объяснила она, добавив, что сегмент подержанных машин — это главный драйвер роста автокредитования в 2019 году.

Перспективным сегмент подержанных автомобилей назвала и Ольга Бойко. «Кредитная доля выросла с 11% в 2017 году до 15% в 2018-м, а в количественном выражении это соответствует росту почти в два раза. Банки готовы рассматривать проверенный в дилерском центре автомобиль с пробегом в качестве ликвидного обеспечения по кредиту и предлагают привлекательные процентные ставки», — привела цифры Бойко.

Спрос на автокредиты прежде всего поддерживали негативные инфляционные ожидания. «Автомобили за последние четыре года подорожали на треть. Наиболее очевидное влияние оказали колебания курса рубля и снижение реальных доходов населения», — отметила представитель ГК «АвтоСпецЦентр» Наталья Ширяева.

Еще одним фактором стало упрощение процедуры управления рисками со стороны банков. «Банки стараются активнее кредитовать тех граждан, чья кредитная история не вызывает у них вопросов и чьи доходы находятся на стабильном уровне», — объяснил гендиректор НБКИ Александр Викулин.

При этом автокредиты для банков являются более надежными, так как они обеспечены самим продуктом, говорит эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов. Именно поэтому банки стараются увеличить долю таких кредитов и предложить более выгодные условия.

«Привлекательность автокредитования во многом объясняется и тем, что процентные ставки по автокредитам примерно вдвое ниже, чем средние ставки по другим видам кредитов для физических лиц», — добавила директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Наталья Ширяева.

Госпрограмм нет, но спрос по-прежнему высокий

В отличие от прошлых лет, сейчас госпрограммы льготного кредитования не оказывают существенного влияния на рынок. Во время работы госпрограмм доля продаж в кредит по отдельным брендам доходила до 70%, причем практически все сделки заключались по льготным программам.

«С окончанием госпрограмм снизился как уровень кредитных продаж в бюджетном сегменте авторынка, так и спрос на бюджетные автомобили в целом», — заключила Ольга Бойко.

Постановление правительства №870 от 26.07.2018 г. предусматривает господдержку рынка до 2020 г., но сегодня речь идет только о программах «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». По ним скидка на автокредит составляет 10%, а для жителей Дальнего Востока — 25%.

Ведущий оценщик консалтинговой группы SRG Александр Багрецов считает господдержку в такой форме малопривлекательной: «Взвесив затраты, связанные с участием в программе, можно судить о ничтожной выгоде покупателей. Исключение составляет лишь программа, действующая на Дальнем Востоке».

Источник: autonews.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *