Главная / Автоспорт / Le Mans Classic. Два цвета времени

Le Mans Classic. Два цвета времени

. Были слезы и на глазах Вольфганга Ульриха, руководителя Audi Motorsport, но это были слезы радости: команда «четырех колец» взяла реванш за прошлогоднее поражение. Почему эти закаленные победами и поражениями мужчины дали волю эмоциям? Потому что это — «Ле-Ман»

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

Всего через месяц после сражения между Peugeot и Audi на «24 Houres du Mans — 2010» я отправляюсь в этот французский городок, главной достопримечательностью которого является гоночное кольцо Сарте. Но уже не на 24‑часовые баталии современных спортпрототипов, а на действо под названием Le Mans Classic. И не скрою, отправлялся я с определенным предубеждением. Мой коллега, побывавший на Le Mans Classic несколько лет назад, использовал для заголовка материала название произведения Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия». Да и в приглашении от организаторов сквозили нотки снобизма. Например, предупреждение о необходимости соблюдать дресс-код, в котором шорты и джинсы значились среди нежелательных элементов одежды. А чтобы этикет был соблюден до конца, художник Алан Болдоер на сайте соревнований изобразил возможные варианты. Например, можно одеться в стиле гонщиков или механиков 30‑40 годов. Верилось, что все это правда, тем более что суммы, которые собирали аукционы (в том числе такие, как Sotheby’s), прошедшие накануне гонки, были весьма внушительными, а среди покупателей ретро-автомобилей значились известные персоны. Вот только с самим духом знаменитого марафона «24 часа Ле-Мана» название «Ярмарка тщеславия» не очень сочетается. Кроме того, я постоянно ловил себя на мысли, что невольно пытаюсь сравнить два «Ле-Мана»: «Ле-Ман», являющийся одним из главных событий автоспортивного сезона, и «Ле-Ман» классический, дебютировавший в 2002 году и проходящий раз в два года. Даже иллюстрации к этим двум материалам хотелось бы сделать с разными цветовыми решениями: в первом случае вполне подошла бы экспрессия ярких цветов, а во втором — тон сепии.

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

Разницу между двумя «Ле-Манами» можно почувствовать уже на вокзале этого маленького французского городка, расположенного в 200 километрах севернее Парижа. И мое первое впечатление от поездки на «24 часа Ле-Мана» — это гигантская автомобильная пробка, тянущаяся буквально от вокзала до гоночного кольца Сарте. На сей раз плотный «трафик» был на самом вокзале: любители автомобильной старины высаживались из вагона на перрон, а местные жители с рюкзаками и корзинками с провизией нетерпеливо ждали возможности как можно быстрее покинуть душный Ле-Ман.

На два дня город превращается в огромный автомобильный музей. Джентльмены на сверкающих «Альфах», «Феррари» «Лянчах», «Абартах», «Астон-Мартинах» и иже с ними раскатывают по городским улочкам или, припарковав железных коней у маленьких кафе, неспешно беседуют за чашечкой кофе. О чем говорят мужчины в Ле-Мане? Как и в любом другом городе мира, о машинах и женщинах, но здесь эти две темы звучат совершенно иначе. Разумеется, центром вернисажа является сам автодром. Здесь и легендарные автомобили, не раз побеждавшие в 24‑часовых гонках, и уникальные образцы мирового автопрома. Достаточно сказать, что на территории кольца Сарте в этот уик-энд собрались 160 автомобильных клубов с 8000 автомобилей! Это как раз та часть Le Mans Classic, которая произвела на моего коллегу впечатление «ярмарки тщеславия». Что касается части спортивной, то ее статистика выглядит не менее внушительно: более 400 автомобилей, разделенные сообразно «возрасту» на шесть групп, более 700 пилотов, 18 гонок. А вот уровень «тщеславия» в этой части программы значительно ниже. Зато градус соперничества не ниже, чем в «большом Ле-Мане».

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

…Седовласый маршал, проверив мои полномочия для прохода в зону размещения фотографов, извинился: «Руководители гонки требуют от нас неукоснительного соблюдения всех мер безопасности. Это — “Ле-Ман”». Давно ли он работает на кольце Сарте? Немного подумав, отвечает: «Комбинезон маршала я ношу лет 30, а на “Ле-Мане” работаю более четверти века». А что интереснее — 24 Houres du Mans или Le Mans Classic? Пожимает плечами: «Разницы нет. В том и другом случае это — “Ле-Ман”». И отправляется на свое рабочее место, так как на стартовую прямую уже выезжают БМВ, «Порше», «Ягуары»… Только маленького размера, а в кокпитах сидят те, кто, возможно, стартует во «взрослом» «Ле-Мане» лет через десять. Это гонки Little Big Man, идея проведения которых была впервые осуществлена еще в 1958 году. Кроме размера и мощности машин, возраста участников и дистанции, здесь все по-взрослому. Даже старт тот самый, «ле-мановский», когда гонщики по взмаху французского триколора бежали к своим автомобилям. А уж об эмоциях мальчишек и девчонок в возрасте от 6 до 13 лет и говорить не приходится: здесь и нескрываемая радость победителей, и горькие слезы тех, кто не сумел добраться до финиша.

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

Сразу с появлением суточного автомарафона его организаторам стало ясно, что зрители вряд ли будут 24 часа наслаждаться гонками, а потому рядом с трассой вырос целый городок развлечений. А вот для Le Mans Classic проблема, чем занять зрителей, не стоит. Да и сам формат гонок не предполагает марафона в режиме non-stop. Кроме выставок легендарных «ле-мановских» машин и клубных вернисажей, здесь масса лавочек, где можно приобрести буквально все: от сувениров до деталей для ретро-автомобилей. Отдельным пунктом программы отмечен ретроспективный показ фильма «Ле-Ман» режиссера Ли Катцина. Картина в этом году отмечает 40‑летний юбилей, и плакаты с изображением главного героя, гонщика Майкла Делони, сыгранного Стивом Маккуином, можно встретить везде. Кстати, Стив и сам был не прочь сесть за руль гоночного автомобиля, и с легендарным Полом Ньюманом соперничал не только на сценических площадках. В музыку Мишеля Леграна, написанную для фильма «Ле-Ман», то и дело врывается рев моторов — уже не «киношный», а настоящий. На кольце Сарте начинаются гонки.

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

В ложе Total паддок-клуба беседуем с представителем Total Motorsport, который предлагает совершить экскурсию в главную башню Circuit de la Sarthe, где располагаются и руководство гонки, и комната пилотов. Журналистские «знаки отличия» здесь не действительны, и попасть сюда можно лишь с сопровождающими вроде нашего. Вид на гоночное кольцо с высоты птичьего полета просто фантастический, но в остальном все весьма буднично, без пафоса. Стена с силуэтами машин-победительниц «24 часов Ле-Мана» (нынешний триумф команды Audi на ней пока не отмечен), обычная дверь с надписью «Руководство ACO»… Automobile Club de l’Ouest, организатор гонок в Ле-Мане, был основан в 1906 году и тогда же при поддержке Автомобильного клуба Франции провел первую гонку на дорогах общего пользования. К слову сказать, ACO не ограничивается только спортивными мероприятиями, а занимается и вопросами безопасности движения, и лицензированием автошкол, и рядом вопросов, связанных с производством автомобилей. Вот бы руководители Российской автомобильной федерации обратили внимание на подобные примеры…

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

Абсолютно обыденно выглядит и та самая комната пилотов. Да и пилотов-то там нет… Правда, кто-то в соломенной шляпе, сидящий ко мне спиной, беседует с французскими журналистами. Обхожу группу и узнаю… Анри Пескароло! Экс-пилот «Формулы-1», 4‑кратный победитель «Ле-Мана», владелец гоночной «конюшни». На старт 24‑часового марафона в Ле-Мане Анри выходил более 30 раз, а последнее его выступление датировано 1999 годом. Если учесть, что родился Пескароло в сентябре 1942‑го… На «классической» гонке Анри отнюдь не свадебный генерал — он выступает на Inaltera 1976 года. Среди участников нынешнего Le Mans Classic есть и партнер Пескароло — Жерар Лярусс, с которым они побеждали в Ле-Мане в 1973‑м и 1974‑м на автомобиле Matra Simca 670B.

На гоночном кольце Сарте одна группа автомобилей сменяет другую. Механики в еще утром белоснежных, а сейчас пестрящих масляными пятнами комбинезонах пытаются реанимировать машины для заключительных стартов. Часть гаражей уже опустела. Время берет свое, но здесь «загнанных лошадей» не пристреливают, а стараются вернуть к жизни. На Panhard CD 1964 года еще накануне пытались поменять 2‑цилиндровый моторчик с объемом 900 «кубиков». Увы, агрегат так и не заработал… А вот пилотесса Антониа Лойсен со товарищи пытается понять, куда уходит вода из радиатора ее Citroen C4. Да нет, не того C4, а родстера, произведенного в 1934‑м… А над трассой вновь раздается рев форсированных моторов. И этот «Ле-Ман» звучит так же, как звучал его «старший брат» в 30‑х, 50‑х и 70‑х. Какая тут, к черту, «ярмарка тщеславия»! Здесь гонки! Ведь это —
«Ле-Ман». И неважно, какой сейчас цвет у времени.


24 часа Ле-Мана

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

История гонок в Ле-Мане берет свое начало в 1923 году, их идеологами стали Жорж Дюран, генеральный секретарь Automobile Club de l’Ouest (Западного автоклуба Франции), и главный редактор журнала La Via Automobile Шарль Фару. С тех пор соревнования не проводились лишь в 1936 году из-за всеобщей забастовки и, по понятным причинам, с 1940 по 1948 годы. Трасса гонки изначально формировалась из дорог общего пользования, но затем некоторые участки были построены специально. С годами протяженность трассы менялась, и в нынешней конфигурации она составляет 13 650 м. Менялись и правила, к чему вынуждали те или иные обстоятельства. К примеру, в 1953 году Пьер Левег попытался пройти суточный марафон в одиночку, но за два часа до финиша уснул за рулем, «убив» при этом мотор своего Talbot Lago T26 GS. Кстати, в этот момент Левег был лидером гонки. После этого инцидента было введено правило, по которому команда обязана иметь как минимум двух пилотов, а затем это число было увеличено до трех. Также было введено ограничение, по которому пилот не мог находиться за рулем более четырех часов подряд, а его суммарное время не должно превышать 14 часов. К сожалению, в гонках «24 часа Ле-Мана» произошла и самая ужасная в истории автоспорта катастрофа, когда в 1955 году Mercedes-Benz 300 SL того же Пьера Левега, столкнувшись с Austin-Healey Лэнса Маклина, вылетел в зрителей. На месте погибли 83 человека (включая пилота), а более 100 были ранены. Тогда руководством команды Mercedes было принято решение снять с гонки автомобили Стирлинга Мосса и Хуана-Мануэля Фанхио, даже несмотря на то, что последний лидировал. И эта авария стала причиной того, что компания Mercedes почти на 30 лет закрыла свои автоспортивные программы.


Total в «Ле-Мане»

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

Российская группа журналистов была приглашена на гонки Le Mans Classic компанией Total, чья тесная связь с 24 Houres du Mans продолжается с 1958 года. Total не только спонсор самой гонки, но и партнер целого ряда команд-участниц. Это уже не говоря о том, что Total производит не только моторные, трансмиссионные масла и консистентные смазки для современных гоночных болидов, но и специальное масло для моторов ретро-автомобилей. Первый успех в «Ле Мане» Total отметил в 1975 году, когда Жан-Луи Лафосс и Ги Чассиль на Ligier JS2 финишировали на втором месте в своем классе, а через пять лет Жан Ронде в экипаже с Жан-Пьером Жассудом на автомобиле Rondeau M379 B одержал победу в зачетной группе. Разумеется, нельзя не вспомнить и «новейшую историю, когда год назад Александр Вурц, Марк Жене и Дэвид Брэбэм на Peugeot 908 HDi FAP первыми завершили легендарный марафон. На «классической» гонке Total также не ограничивается поддержкой самого соревнования, но и является партнером команды «31» с шестью автомобилями, представляющими всю историческую линейку.

Источник: 5koleso.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *