Главная / Автоспорт / STCC. Шведская модель

STCC. Шведская модель

Прошедшая при поддержке Volvo городская гонка чемпионата STCC в Гетеборге выявила гигантское превосходство шведской модели развития автоспорта над российской! 

STCC в Гетеборге

© Фото: 5 колесо

STCC в Гетеборге

© Фото: 5 колесо

Так уж исторически повелось, что все революционные преобразования — от модели государственного устройства до реорганизации кольцевого автоспорта, за которые берутся в России, если и удается реализовать, то не у нас, а где-нибудь в Швеции. Мы 70 лет с остервенением строили социализм, а построили его в итоге скандинавы, никогда за него не боровшиеся и громкими лозунгами не кидавшиеся. То же самое происходит теперь и с кольцевым автоспортом.

В отличие от ралли, «кольцо» в Швеции особо не культивировалось. Это одна из немногих европейских стран, по уровню гоночной культуры не так уж значительно превосходящая Россию. Однако пока наши чиновники от автоспорта и организаторы многочисленных чемпионатов дерутся между собой за власть и придумывают все новые и новые серии, шведы без фанатизма, обстоятельно и планомерно развивают свой автоспорт. При этом, по большому счету, шведская модель развития имеет лишь три глобальных отличия, но зато какой это дает результат! Во-первых, шведы не стремятся с маниакальным упорством называть всех, кто садится за руль гоночного автомобиля, профессиональными пилотами, четко разделяя любительский и профессиональный автоспорт. Во вторых, они не «изобретают велосипедов» и не гнушаются помощью специалистов из стран с более продвинутой гоночной культурой. И самое главное, гонки, если уж они устраиваются, проводятся в Швеции не для пилотов, их семей и спонсоров, а для широкого круга зрителей.

STCC в Гетеборге

© Фото: 5 колесо

STCC в Гетеборге

© Фото: 5 колесо

В свете всего вышесказанного прошед­ший в Гетеборге этап национального кузовного чемпионата STCC мог бы стать прекрасным мастер-классом для российских организаторов, если бы последние снизошли до посещения столь местечкового мероприятия, как шведский чемпионат. А поучиться действительно стоило бы! Как и многие российские соревнования, эта гонка проходила на специально построенной городской трассе. Вот только, в отличие от россиян, не страдающие гигантоманией шведы сделали ставку на качество, а не на количество. Обладая ограниченным бюджетом и скромным пространст­вом в порту, шведы не стали строить 2–3‑километровое узкое «полукартинговое» кольцо с дворовыми отбойниками из бетонных блоков, а ограничились трассой протяженностью всего 1,65 км, но зато достаточно широкой, безопасной и невероятно зрелищной. Получилось «маленькое Монако» в самом центре Гетеборга. Как результат, по­смотреть гонку собралось 29 000 зрителей… И это при населении города в 500 тыс. и цене билета в €35–55. Нехитрые вычисления позволяют подсчитать, что сборы организаторов от продажи билетов составили более €1 млн, что окупило почти все затраты на возведение трассы. Как показывает шведская модель, даже при нашем уровне гоночной культуры, при умелой организации подобные мероприятия вполне могут окупаться. Так не лучше ли и нам, наконец, начать проводить гонки для зрителей, а не для участников, ведь только такие соревнования с полной долей серьезности можно называть профессиональными. Если же гоночный продукт не хотят не то что покупать, а даже брать бесплатно, о каком профессионализме вообще можно вести речь? Впору хвататься за голову!

Экотуринг

В этом году компания Volvo совершила мини-революцию в шведском чемпионате, представив ми­ру первый «зеленый туринг» — спортивный C30, работающий на биоэтаноле (Е85). Несмотря на молодость, экологически чистый C30 показал себя на удивление быстрым и зрелым автомобилем. Так, на городской трассе в Гетеборге Роберт Долгрен завоевал на нем поул-позишн и больше половины дистанции уверенно лидировал в гонке. Лишь сломанная при контакте с соперником подвеска не позволила шведу финишировать на подиуме, в то время как его норвежcкий партнер по команде Томми Рустад пересек финишную черту пятым. Всего гоночная программа совершенствования биоэтанольных моторов Volvo С30 рассчитана на три года, однако реализовываться она будет пока только в Швеции. В российском туринговом чемпионате RTCC команда Volvo в 2009 году дебютирует с уже проверенными бензиновыми C30, хотя готовить к гонкам их будет то же спортивное бюро, что строит машины для STCC. Имена пилотов, которые сядут за руль C30 в RTCC, назовут осенью, но почти наверняка состав команды Volvo будет интернациональным.

Источник: 5koleso.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *