Главная / Автоспорт / WRC ралли «Швеция». Шведская рулетка

WRC ралли «Швеция». Шведская рулетка

«Лоэб перевернулся, Галли в лидирующей тройке, а Яри-Матти удерживает лидерство с хладнокровием ветерана. Похоже, истории мирового ралли потребуется корректировка», — мэтр спортивной журналистики Мартин Холмс непрерывно делал пометки в своем блокнотике

WRC ралли «Швеция». Яри-Матти Латвала

© Фото: 5 колесо

Но накануне второго этапа чем-пионата мира по ралли всех занимали иные вопросы. Вернее, один: состоится ли ралли «Швеция». В 58‑летней истории этой гонки уже были пробелы. Энергетический кризис 1974-го впервые не позволил провести ралли, а в 1990‑м в планы организаторов вмешалась погода. Нынешняя «зима» также создала реальную угрозу проведению второго раунда мирового чемпионата. Днем принятия решения было названо 3 февраля (напомним, что ралли стартовало 7 февраля), но при этом организаторы не ждали милости от природы: как только температура воздуха опускалась ниже нуля, на трассу отправлялись поливальные машины. «Кубометр воды весит около тонны, а для того чтобы создать пленку в 1‑2 мм, требуется примерно шесть тонн воды на километр, — подсчитывал Мартин Холмс. — Таким образом, чтобы один раз залить, скажем, 150 км спецучастков, нужно около 1000 тонн воды». Ралли состоялось, но назвать его «снежным» можно было с не меньшей натяжкой, чем предварявшее его «Монте-Карло». Микс из снега, гравия, льда и даже асфальта предложил командам своеобразный ребус, связанный с настройками машин. Нужен был компромисс между мягкими трассами при первом прохождении спецучастков и жесткими при втором.

Из ныне действующих пилотов WRC в ралли «Швеция» побеждали лишь двое: в 2005-м норвежец Петтер Солберг и годом раньше француз Себастьян Лоэб, единственный победитель из «не скандинавов». Для Себастьяна и его штурмана Даниэля Элены это был 100‑й старт в чемпионатах мира. Число круглое, но по нынешним стандартам не рекордное. А вот достижения этого экипажа и команды Citroen впечатляют. Пожалуй, это самый успешный экипаж и самая слаженная команда за всю историю ралли. Но данный юбилей был не самым главным событием для команды «двойного шеврона». Более важной и неприятной была история с двигателем на машине Даниэля Сордо на ралли «Монте-Карло». «К сожалению, мы не обладали всей полнотой информации о состоянии мотора, когда принимали решение о необходимости финиша в Монте-Карло», — комментировал ситуацию Оливье Кэснель, директор Citroen Sport. Тогда отказ турбонаддува привел к серьезному повреждению двигателя, но так как Сордо значился финишировавшим в Монте-Карло, то замена мотора на его машине повлекла 5‑минутную пенализацию в Швеции. Может быть, команде стоило отозвать Citroen Сордо в последний день ралли «Монте-Карло»? Одно очко в зачете изготовителей, добытое в Монако, оставило Даниеля без шансов на успешное выступление на шведском ралли. Был заменен мотор и на Suzuki Тони Гардемайстера, но так как Тони на предыдущем этапе не финишировал, то и пенализацию не получил.

WRC ралли «Швеция». Финские болельщики

© Фото: 5 колесо

В ралли «Швеция» приняли участие пять из шести зарегистрированных команд: только Munchi’s пока не стартовала в этом сезоне. Джанлуиджи Галли выступал за Stobart в компании Хеннинга Солберга, который ехал на машине Дюваля с ралли «Монте-Карло». В свою очередь Мэтью Уилсон, не заявленный для набора очков, выступал на «монте-карловском» автомобиле Солберга. Таким образом, команде Stobart пришлось перекрашивать две машины.

Фейерверк в сопровождении «Полета валькирий» Вагнера, заполненные трибуны ипподрома в Карлштадте… Так началось ралли «Швеция-2008». Кстати, в этом сезоне страна обрела своего героя! После успешного выступления на ралли «Монте-Карло» число болельщиков, фотосессий, транспарантов и флагов с портретами Пер-Гуннара Андерссона побило все рекорды. Немало поклонников было и у Петтера Солберга, который победил на первом «суперспециальном» участке: впервые с ралли «Финляндия-2007» гонщик Subaru возглавил гонку. Но это было лишь начало.

Микко Хирвонену предстояло стартовать вторым и вместе с Лоэбом расчищать трассу для остальных. «Это будет непростое ралли для шин Pirelli и очень коварное для гонщиков, — предполагал Микко. — Есть ли у меня тактические соображения? Нет! Я буду ехать всю гонку на максимально возможной скорости. А скорости здесь будут очень высокими». И он не ошибся: средняя скорость победителя первого лесного спецучастка составила 125 км/ч, а второй был выигран со скоростью 126,16 км/ч. И автором этих результатов стал Яри-Матти Латвала, стартовавший с удобной 10-й позиции. Дождь, слякоть, грязь… Никого не удивил тот факт, что машина, стартовавшая первой, вскоре вылетела с дороги. Удивительным было то, что это экипаж самого Себастьяна Лоэба. «На четвертом спецучастке при выходе из левого поворота я зацепил колесом снежный бруствер. И охнуть не успел, как автомобиль перевернулся», — рассказывал Себастьян. При этом была повреждена система охлаждения машины. Экипаж смог самостоятельно устранить неисправность, на пять минут опоздал в зону сервиса, а на перегоне к следующему спецучастку прекратил гонку.

А самым первым успел ощутить коварство шведских дорог Крис Аткинсон, вылетевший на СУ-3. И это стало предупреждающим звоночком для остальных. «Я испытал небольшой стресс, когда увидел Subaru Криса в канаве», — признался коллега по команде Петтер Солберг. «Увидев Аткинсона, мы решили ехать несколько безопаснее», — сказал Джиджи Галли, а Латвала заметил, что место, где «убрался» Крис, «весьма противное». Аткинсон в ожидании помощи провел в сугробе четверть часа, но понимание случившего для него так и не наступило: «Я не понимаю, что произошло. Было впечатление, что машина сама решила, куда ей ехать». На том же спецучастке, где выбыл из гонки Лоэб, остановился Пер-Гуннар Андерссон: на Suzuki SX4 WRC отказал мотор.

WRC ралли «Швеция». Себастьян Лоэб

© Фото: 5 колесо

По результатам первого дня ралли четыре верхних позиции в протоколе занимали экипажи на Ford: Латвала, Хирвонен, Хеннинг Солберг, Галли. При этом лидер гонки в общении с журналистами выглядел не по годам мудрым: «Трасса коварная, и сегодня я пережил несколько неприятных моментов. Но если я сохраню лидерство, то завтра мне придется открывать ралли и терять на этом время. Поэтому сегодня необходимо создать максимальный отрыв».

Температура воздуха по-прежнему была выше нулевой отметки, снег продолжал таять. Организаторы уверяли, что у них есть запасной вариант, на случай, если спецучастки окажутся непригодными для повторного прохождения. Лоэб вернулся в гонку, но без особого удовольствия: «Я предпочел бы отправиться домой, но команда решила, что я должен продолжить ралли. Что ж, посвятим день различным настройкам машины». И тут же показал лучшее время на спецучастке. А вот Хеннингу Солбергу пришлось пять километров ехать на пробитом колесе: «Я даже не заметил камня, на который наехал. Но все равно собираюсь сохранить третью позицию — четвертое место меня не устраивает». Его ближайший соперник в борьбе за подиум, Джиджи Галли, был осторожнее в высказываниях: «Было бы неплохо финишировать на третьем месте, но это уж как повезет…». Подобного принципа придерживались большинство участников этого неподражаемого ралли: максимальная концентрация и осторожность. К примеру, Микко Хирвонен заметил, что старается избежать риска, идет на своей скорости и не ориентируется на времена, показанные Яри-Матти. А шанс Латвалы стать самым молодым победителем этапа чемпионата мира становился все более реальным. Казалось, сами небеса помогают 22-летнему пилоту: даже когда на его Ford треснул колесный диск, шина не спустила. «Я чувствую себя вполне уверенным и стараюсь быть спокойным — то ли себя, то ли журналистов убеждал Яри-Матти. — Все отлично, и я не собираюсь менять ни свой темп, ни настройки машины». Теперь уже и Микко Хирвонен в своих интервью не скрывал определенной тактики на оставшуюся часть гонки: «Ралли уже вчера складывалось в пользу Латвалы, и мы не собираемся рисковать — восемь очков нас вполне устроит. При условии, что Лоэб очков не получит». А ситуация складывалась именно так. Едва Себастьян заметил, что потенциально сможет принести очки в Зачет изготовителей, как на его Citroen сломался мотор. «Это были тесты в боевых условиях — мы проверяли мощность нашего нового двигателя — пояснял Себастьян — Когда температура начала расти и достигла 130 градусов, мы поняли, что нам пора прекращать ралли». Команда подозревает, что причина перегрева в трещине в блоке цилиндров — результат аварии Себастьяна в первый день ралли.

WRC ралли «Швеция». Яри-Матти Латвала

© Фото: 5 колесо

На одном и том же спецучастке вылетели с дороги Хеннинг Солберг и Тони Гардемайстер. Хеннинг выбыл из гонки до конца дня, а Томи провел в сугробе времени больше, чем рассчитывал. «Мы были очень рады увидеть зрителей, спешивших к нам на помощь. Однако, мы скоро поняли, что шведские фанаты, вместо того чтобы попытаться вернуть машину на дорогу, запихивают ее дальше в канаву. Идиоты!» — злился финн. Вылет Солберга позволил свободнее вздохнуть Джиджи Галли: «Плохо, что Хеннинг вылетел с дороги. Но если честно, я бы вряд ли сумел его догнать, останься он в гонке».

А развитие событий ралли «Швеция» подбросило еще одну интригу. Назовет ли эта гонка новое имя самого молодого обладателя очков чемпионата мира? Претендентом в этой номинации был 18‑летний норвежец Андреас Миккельсен, выступающий на Ford Focus WRC. После первого дня ралли Миккельсен занимал девятое место, уступая Тони Гардемайстеру, входящему в очковую зону, 44 секунды. Затем ошибки Мэдса Остберга, впервые выступавшего на Subaru WRC в спецификации 2006 года, Тони Гардемайстера и Хеннинга Солберга позволили Андреасу завершить день на шестом месте. При этом, норвежец уступал Мэтью Уилсону, расположившемуся на позицию выше, всего 10,5 секунды. «Хеннинг и Гардемайстер стоят на спецучастке. Мы постараемся сохранить наше положение», — радовался Миккельсен. Но в душе наверняка надеялся на дальнейшее продвижение по турнирной таблице. Важность предстоящей схватки понимал и Уилсон: «Я получил свою позицию из-за ошибок других, но я счастлив. Теперь важно сохранить концентрацию — здесь очень легко ошибиться».

Перед заключительным днем Яри-Матти Латвала на 49,8 секунды опережал Микко Хирвонена, на минуту и 35,9 секунды Джиджи Галли и на две минуты и 40,9 секунды Петтера Солберга. Позиции, которые каждый из вышеперечисленных постарается сохранить. А вот Хеннингу Солбергу терять было нечего, и он решил получать удовольствие от управления автомобилем. Накануне команде удалось отремонтировать Ford норвежца, и Хеннинг был в восторге: «Автомобиль потрясающий! Такое ощущение, словно я лечу! Нет, я не собираюсь сбрасывать темп!». Сказано — сделано. Хеннинг Солберг победил на всех пяти СУ последнего дня ралли «Швеция». А на финише подвел итог: «Вот так я должен был ехать все ралли…».

Темп лидеров постепенно упал, но напряжение в ралли сохранялось. Уилсон: «Главное сегодня — борьба с Миккельсеном…». Миккельсен: «Главное — не «убраться». Пятое место, это хорошо, но излишне рисковать не стоит». Сордо: «Важно удержаться на дороге и принести для Citroen очки в зачет изготовителей». Но все решилось само собой — на предпоследнем спецучастке на машине Уилсона отказал дроссель. Поломка задержала экипаж на 20 минут, и команда решила отозвать машину перед самым финишем. Миккельсен принял «подарок» с достоинством: «Я был бы больше удовлетворен открытым сражением…».

А главный результат этого захватывающего ралли — победа лидировавшего от старта до финиша 22-летнего Яри-Матти Латвалы, который побил рекорд «молодости» победителя этапа чемпионата мира, установленный 27 лет назад Генри Тойвоненом.

Латвала о ралли

WRC ралли «Швеция». Suzuki SX4 WRC

© Фото: 5 колесо

Ух! Я и предположить себе не мог, что это произойдет именно в Швеции. Это чудо! Событие из разряда тех, которое было сложно себе представить. В Финляндии я выступал на многих зимних ралли, но шведские зимние гонки имеют отличия. Финские дороги «трехмерные» — извилистые с волнообразной поверхностью, а шведские трассы узкие
и более скоростные. В прошлом году во время шведского ралли стояла необычайно холодная погода с температурой минус 20, и мы выбыли из гонки из-за отказа двигателя именно в этот день. Не очень приятно на таком морозе встать со сломанным двигателем и пытаться развести костер, чтобы согреться.

Ралли «Швеция» великолепно, когда работают мотор и печка! Вспоминая о ралли «Монте-Карло» мы понимаем, что допустили несколько ошибок — мы дважды налетали на камни на обочине трассы и в результате поплатились за это. В четверг вечером мы разбили колесный диск, и нам пришлось остановиться для его замены. В субботу проблем было еще больше: из-за неисправности в гидравлической системе мы потеряли много времени, и я, пытаясь наверстать, ехал слишком неосторожно. В результате налетел на бетонный блок. На этот раз мы серьезно повредили подвеску и были вынуждены сойти.

PCWRC

В Швеции стартовали 19 из 28 зарегистрированных в серии экипажей. Впервые на ралли чемпио-ната мира появились новые Subaru Impreza, на которых выступили четыре команды и три частника, и впервые в группе N выступал гонщик на машине Super 2000. Это был швед Патрик Санделл, который вскоре вышел в лидеры и не уставал петь дифирамбы Peugeot 207 S2000: «Машина просто великолепна! Можно ехать боком буквально куда хочешь!». Продолжалось это до СУ14, на котором Санделл угодил в сугроб. Тем не менее, Патрик закончил гонку на третьем месте в PCWRC и на 11 в абсолюте (лучший шведский экипаж на этом ралли). Победу одержал финн Юхо Ханнинен, а второе место занял его соотечественник Яари Кетомяя.

Положение в категории после 5 этапов: Ханнинен – 10 очков, Кетомяя – 8, Санделл – 6, Прокоп – 5.

О шинах

WRC ралли «Швеция». Джанлуиджи Галли

© Фото: 5 колесо

FIA приняла решение о том, что ралли «Швеция» должно пройти на 16-дюймовых шинах, а в 2009-м на снежном ралли в Норвегии будут использованы шины размером в 15 дюймов. Для компании Pirelli, единого поставщика шин, это решение создало дополнительные сложности. Кроме того, не все понятно было и в вопросе ошиповки шин. Раньше этим занимались команды, и каждая выбирала не только тип шин, но и шипы устанавливала по-разному, в зависимости от условий трасс. На сей раз все шины имели одинаковый размер, рисунок протектора, компаунд, расположение и количество шипов. Размер выступающей части шипов составлял 7 мм, что не очень пригодно для гравийных трасс, покрытых грязью от растаявшего снега. Но, по словам гонщиков, шины Pirelli работали на удивление эффективно.

Айс? нет, не айс…

Против кого дружим? Похоже, службы разведки трассы из Subaru и Citroen сдружились на почве капризов шведской погоды. Дружно потыкав щупами в рыхлую снежно-гравийную смесь и обсудив результат эксперимента, они с озабоченным видом вынесли вердикт: «Нет, это не айс…».

Наши

Приятно видеть в шведском лесу российские флаги — знак поддержки пусть и немногочисленной раллийной делегации. Экипаж Евгения Вертунова и Георгия Трошкина начал со шведского ралли полномасштабную программу выступления в категории PCWRC. Вряд ли стоит сравнивать результат первой гонки с состоянием того самого блина, но проблем у действующих чемпионов России было немало. Да и с новой Subaru общего языка пока найти не удается — по словам Евгения, на старой версии машины он ехал бы быстрее. Пробитое во второй день ралли колесо и опрокидывание автомобиля в третий день — вот пассив выступления этого экипажа на ралли «Швеция». Выступать в заключительный день по системе SupeRally большого смысла не было, тем более, что пришлось спешно готовить автомобиль для участия во втором этапе чемпионата России.

Не обошлось без злоключений и выступление экипажа Евгений Аксаков — Александр Корнилов. Превышение скорости на перегоне и знакомство с местной полицией, представители которой весьма тщательно отнеслись к составлению протокола, что повлекло опоздание экипажа на пункт контроля времени, — это было лишь начало. В продолжение последовала атака сугроба, затем неисправность коробки передач… И все же Евгению и Александру удалось испытать чувство радости при въезде на финишный подиум, завершив гонку на 29 месте в абсолюте и на 15 в группе N4.

До финиша добрались и Ирек Даутов с Мариной Даниловой, выступавшие на Citroen C2 в зачетной группе А6. Для Ирека выступление на шведском ралли стало призом, учрежденным российским представительством Citroen для победителя Кубка марки. «Приз» доставил массу впечатлений! Еще на ознакомлении с трассой Даутов признался, что «есть участки, где на полутора километрах можно допустить 33 ошибки». И поставил для себя задачу: добраться до финиша без использования SupeRally. Не получилось. Первый раз системой возвращения в гонку пришлось воспользоваться после того как автомобиль перевернулся, и технические комиссары на удаленном сервисе не позволили продолжать движение с разбитым лобовым стеклом. Второй сход был вызван поломкой привода, но в заключительный день гонки экипаж вновь вернулся в число участников. Финишный подиум стал для Ирека Даутова и Марины Даниловой достойной наградой за упорство. А цену полученного опыта переоценить невозможно.

WRC ралли «Швеция». Яри-Матти Латвала

© Фото: 5 колесо

Положение в чемпионате после 2-х этапов

Зачет изготовителей : BP Ford Abu Dhabi WRT — 26 очков, Subaru WRT и Stobart VK M-Sport Ford RT — по 16, Citroen Total WRT — 15, Suzuki WRT — 5.
Зачет пилотов:  Хирвонен — 16 очков, Лоэб и Латвала — по 10, Галли и П.Солберг — по 9, Аткинсон — 6, Дюваль — 5, Миккельсен — 4, Сордо — 3, Кок и Гардемайстер — по 2.

Результаты 57-го Uddenholm Swedish Rall

Яри-Матти Латвала, Миикка Анттила
(Финляндия, Ford Focus RS WRC) 2 ч. 46 мин. 41,2 с.
Микко Хирвонен, Яармо Лехтинен
(Финляндия, Ford Focus RS WRC) 2 ч. 47 мин. 39,5 с.
Джанлуиджи Галли, Джованни Берначчини
(Италия, Ford Focus RS WRC) 2 ч. 49 мин. 04,4 с.
Петтер Солберг, Филлип Миллс
(Норвегия, Великобритания, Subaru Impreza WRC) 2 ч. 49 мин. 40,6 с.
Андреас Миккельсен, Ола Флоен
(Норвегия, Ford Focus WRC) 2 ч. 52 мин. 27,2 с.
Даниель Сордо, Марк Марти
(Испания, Citroen C4 WRC) 2 ч. 53 мин. 54,3 с.
Тони Гардемайстер, Томи Туоминен
(Финляндия, Suzuki SX4 WRC) 2 ч. 57 мин. 16,5 с.
Юха Ханнинен, Микко Марккула
(Финляндия, Mitsubishi Lancer Evo IX) 2 ч. 59 мин. 08,7 с.

Источник: 5koleso.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *